mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
mama_zima2013
mama_zima2013

Categories:

Опять про фарфор, но уже с точки зрения производства.

Я  химик - технолог.  В  Менделеевском  я  очень  любила  курс   технологии  производства  разных   продуктов.  И  вот   как-то   утром  я  подумала,.  что  видела  массу  фарфоровфх, фаянсовых  изделий,  читала  про  рецепт  фарфора,  но  как   эти  первопроходцы  его  получали.  Это  было  начало  XVIII века.  Какой  была  фабрика  или  завод? И  позже,  когда  деревенский  кузнец  Яков  Кузнецов  начал  ставить  на  краю  деревни  у  реки  сруб  для  будущего  маленького  производства  фарфора,  где  он  узнал  про  рецепт?  Значит.  он  был  грамотным,  смекалистым,  смелым,  если  взялся  организовать  пусть  небольшое.  но  производство?  Вскоре  к  дому  стали  подъезжать  подводы  с  глиной,  кварцем,  шпатом.  В  1810  это  было  хоть  и  кустарное,  но  производство.

Получение  фарфора   основано  на  обжиге  керамической  массы  и  представляет  собой  большой  комплекс  процессов.  Сырьем  для  получения  фарфора  являются  глина,  кварцевый  шпат,  гипс,  доломит, и  др.  В  зависимости  от  требуемого  качества  фарфора   могут  добавлять  известь,   мрамор,  жженую  кость.  Глина  дает  фарфоровой  массе  пластичность, необходимую  для  формования  изделия, но  уменьшает  белизну.  Для  получения  мягкого  фарфора,  используемого  для  изготовления   художественных  изделий,  добавляют  бОльшее  количество  шпата,  мрамора.  доломита  (плавней).  Это  улучшает  просвечиваемость  фарфора,  но  уменьшает  его  прочность  и  термостойкость.  Для  получения  изысканной, тонкостенной,  просвечиваемой  посуды   в  фарфоровую  массу  добавляли  20 - 50 %  костяной  золы.  Такой  фарфор  назывался "костяным",  он  имеет  маркировку  Bone  china (костяной  фарфор)  или  Fine  bone  china  (изысканный  костяной  фарфор).
Сначала  готовят  фарфоровое  тесто,  смешивая  нужные  ингредиенты  и  перемалывая  их  в  специальных  мельницах,  попутно  делают  формы из  гипса   по  моделям  художников,  затем  в  эти  формы  набивают  фарфоровое  тесто,  уплотняют,  сушат,  покрывают  глазурью ( или  глазуровывают  после  обжига)  и  обжигают.
Обычно  делают  два  обжига  -   первый  на  "утиль",  который  нужен  для  спекания  изделия,  придания  ему  пористости  и  прочности  для  дальнейшего  покрытия  глазурью.  Второй  обжиг  "политой"   нужен  для  расплавления  глазури  и  ее  сцепления  с  черепком.
Краски  для  росписи  изделия  наносят  либо  до  глазуровки  -  подглазурная  роспись,  либо  после  глазуровки  изделия  -  надглазурная  роспись. Краски  должны  выдерживать  температуру  обжига  и  не  разлагаться.  Поэтому  обычно  используют  для  росписи  оксиды  металлов:  окись  кобальта  дает  синий  цвет,  окись  меди  -  сине- зеленый,  хрома  -  зеленый,  марганца  -  коричневый  или  фиолетовый,  железа  - красный,  урана  -  желтый.
Существуют  разные  виды  фарфора:
Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига.
Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью  и  декоративностью.  В  России  такой  фарфор  выпускает  Императорский  фарфоровый  завод  в  Петербурге.

Происхождение фарфора, фаянса и других художественных керамических изделий антиквары и коллекционеры определяют с помощью имеющихся на изделиях заводских знаков (марки), которые чаще всего выполнялись огнеупорными красками или вдавливались механически по сырому материалу. Иногда вместо заводской марки ставилась монограмма живописца или лепщика. Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.


Марка  Тверской  фабрики  Кузнецова.       Марка  Рижской  фабрики  Кузнецова.



Германия,  Мейсен.                                                Клейма  Императорского  фарфорового  завода  времен
                                                                                  Екатерины  II.


Цех  Императорского  фарфорового  завода,  1913 год.


Печь  для  обжига  фарфора. 1913.


Изделия  после  обжига,  готовые  перейти  в  руки  художников.


Художник  за  работой. 1913.

http://www.alhimikov.net/himerunda/keramika_01.html

http://www.ngpedia.ru/id288254p2.html

http://humus.livejournal.com/4093478.html


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Опять зима ?

    Нет, конечно, зима уже не вернется, но все-таки она решила весне слегка насолить. Утром, я, как пушкинская Татьяна, увидела "куртины, кровли и…

  • Художники по вторникам. Натюрморты великих русских художников.

    Серьезные художники писали не только пейзажи и портреты, иногда им хотелось создать что-то легкое, яркое, радостное, и тогда они писали натюрморты.…

  • Золото форзиции.

    В этом году форзиция великолепна. Нам продлили локдаун на две недели. Хотя все это длится второй год, вдруг стало тревожно.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • Опять зима ?

    Нет, конечно, зима уже не вернется, но все-таки она решила весне слегка насолить. Утром, я, как пушкинская Татьяна, увидела "куртины, кровли и…

  • Художники по вторникам. Натюрморты великих русских художников.

    Серьезные художники писали не только пейзажи и портреты, иногда им хотелось создать что-то легкое, яркое, радостное, и тогда они писали натюрморты.…

  • Золото форзиции.

    В этом году форзиция великолепна. Нам продлили локдаун на две недели. Хотя все это длится второй год, вдруг стало тревожно.