mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
mama_zima2013
mama_zima2013

Categories:

Судьба незнакомки.


Художник  Иван  Крамской.  Портрет  незнакомки.
На  картине  Иван  Крамской  изобразил  свою  дочь  Софью.   Сонечка  была  единственной   девочкой   из  шести  детей  художника,  и, наверно,  поэтому  была  отцовской  любимицей.  Она  родилась  в  1866 (или  1867) году,  училась  в  обычной  гимназии,  дружила  с  дочками  Третьякова  и  уже  в  детстве  начала  рисовать.  Отец  очень  был  этому  рад  и  старался  развивать  навыки  дочери.  Софья  считалась  некрасивой  девочкой,  но  умной,  однако,  со  временем  она  превратилась  в  настоящую  красавицу  с  бездонными  глазами.  Дочь  всегда  была  любимой  моделью  отца.



Году  в  1883  за  Софьей  стал  ухаживать  Сергей  Сергеевич  Боткин,  дело  шло  к  свадьбе,  но  неожиданно  Боткин  сделал  предложение  подруге  невесты  Сашеньке  Третьяковой.  Софья  была  потрясена  таким  предательством,  она  очень  переживала,  спасала  ее  только  живопись.  Соня  с  головой  ушла  в  работу  и  стала  демонстрировать  профессиональные  успехи.  Чтобы  отвлечь  дочь  от  душевных  переживаний,  Иван  Крамской  отправляется  с  ней  в  поездку  по  Италии  и  Франции.  Там  Соня  увлеклась  рисованием  на  плэнере,  и  отцу  очень  нравились  ее  работы.  Но  он  был  обеспокоен  ее  судьбой:  его  здоровье  было  подорвано,  а  Сонечка  еще  не  встала  на  ноги  и  в  личной  жизни  была  несчастлива.

Несмотря  на  свое  простое  происхождение,  Иван  Крамской  был  принят  при  дворе  императора  Александра  III,  часто  рисовал  членов  императорского  семейства,  давал  уроки  рисования  дочерям  императора.  Его  дети  тоже  стали  своими  людьми  при  дворе  Александра III.   Софья  тоже  рисовала  императора,  его  детей,  особенно  цесаревича  Николая,  но  сохранилось  очень  мало  ее  работ:  часть  пропала  во  время  революции,  часть  сгорела  в  1942 году в  Острогожском  музее,  где  были  работы  ее  отца  и  куда  она  передала  часть  своих  работ. *) Софья  была  признанной  портретисткой.  Ее  работы,  переданные  заказчикам,  сгорели  в  их  усадьбах  в  огне  революции  и  гражданской  войны.  Неоднократно  она  участвовала  в  выставках  Академии  художеств,  художников  -  акварелистов.  У  нее  были  замечательные  иллюстрации  для  юбилейного  издания  Пушкина.  Она  славилась  своими  жанровыми  картинами.
В  1901  году  Софья  Крамская  вышла  замуж  за  юриста   финского  происхождения  Георгия  Юнкера.  В  1916  году  ее  муж  скончался,  потом  началась  революция,  гражданская  война.  В  1919  умирает  ее  мать,  Софья  Николаевна.  Софья  старалась  приноровиться  к  новой  жизни:  она  работала  в  Реставрационных  мастерских  Главнауки,  была  организатором  Антирелигиозного  музея  Зимнего  дворца.  Это  было  особенно  трудно,  т.к.  Софья  была  религиозным  человеком.  В  Петербурге  осталось  много  знакомых:  бывших  фрейлин,  смолянок.  Они  остались  без  средств,  голодали.  Софья  старалась  им  помочь,  устроить  на  работу,   достать  переводы,  давала  деньги  из  своей  небольшой  зарплаты.
Ее  арестовали  25  декабря  1930  года  за  контреволюционную  пропаганду,  статья 58-II.  Ей  ставили  в  вину  внедрение  чуждого  элемента  в  советские  учреждения.  Ее  приговорили  к  трем  годам  ссылки  в  Сибирь.  После  объявления  приговора  у  Софьи  случился  инсульт.  Ее  кое-как  подлечили  в  тюремной  больнице  и  отправили  по  этапу  в  Иркутск,  потом  в  Канск,  а  позже  из-за  ухудшения  здоровья  -  в  Красноярск.  Несмотря  на  паралич  левой  руки,  Софья  Ивановна  все  время  работала:  иллюстрировала  колхозные  журналы,  учебники,  была  фотографом- ретушером  в  местной  газете.  В  октябре  1931  года  после  второго  инсульта  она  написала  письмо  Екатерине  Пешковой  с  просьбой  оставить  ее  в  Красноярске  до  поправки  здоровья  и  обязательно  дать  ей  работу,  ведь  правая  рука  действует.  Софья  Ивановна  писала: "Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю. О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Елена  Дмитриевна Стасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж."
В  феврале  1932  года  дело  было  пересмотрено,  ее  признали  социально  неопасной,  а  в  конце  июля  Софья  Ивановна  вернулась  в  Ленинград.
В  1933  году  художница  умерла  при  странных  обстоятельствах:  чистила  селедку,  уколола  палец  и  умерла.
Но  остались  ее  картины,  картины  зрелого  мастера:


Барышня  в  кокошнике

Портрет  актрисы  Савиной.                                Портрет  Вел. Кн.  Константина  в  роли  Гамлета


Красноярск,  портрет  М.  Ицыной, акварель.       Модница,  1910.


Портреты   отца  -  Ивана  Николаевича  и  матери  -  Софьи  Николаевны  Крамских.
Считалось,  что  дети  Ивана  Крамского  после  революции  не  пострадали.  Действительно,  оба  брата  Софьи   не  были  репрессированы,  а  арест  Софьи  Ивановны  долгое  время  тщательно  скрывался.
*) В  Острогожске  в  память  об  Иване  Николаевиче  Крамском   был  открыт   первый   провинциальный  художественный  музей  (31  октября  1907).  Дети  Крамского  поддерживали  музей  деньгами.  Художники  И. Репин,  Куинджи,  Ярошенко  и  др.  прислали  свои  картины.  Музей  проектировал  архитектор  Николай  Крамской,  а  строительство  осуществлял  В.  Брюллов

http://bigpicture.ru/?p=742419
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal