mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
mama_zima2013
mama_zima2013

Category:

Штрихи к портрету Рафаэля.

Каким  был  Рафаэль  в  жизни,  кто  были  его  друзья,  какие  отношения  связывали  его  с  теми,  кто  заказывал  ему  портреты,  кому  он  проектировал  капеллы,  расписывал  их  фресками ?


Автопортретов  Рафаэля  не  так  уж  много,  но  на  единственном  автопортрете,  написанном  в  конце  его  жизни,  он  стоит  на  втором  плане,  а  вперед  выдвинул  кого-то  из  своих  друзей,  как  более  интересную  персону.  Кто  это,  неизвестно.  Картину  так  и  стали  называть:  Автопортрет  с  другом.

Вообще - то, " Рафаэль  и  дружба"  -   это  такое  же  бесспорное  тождество,  как  "Рафаэль  и  гармония".  Более  доброжелательного,  благорасположенного  к  людям  человека,  трудно  представить.  Вазари  писал,  что  стоило  кому-нибудь  попросить  у  Рафаэля  рисунок  или  помощь,  как  он  тотчас  откладывал  свои  дела,  чтобы  помочь  товарищу.
Рядом  с  ним  всегда  работало  много  людей,  которых  он  учил,  и  которым  старался  помочь.
Кто  же  были  люди,  с  которыми  тесно  переплелась  жизнь  Рафаэля ?

Папа  Юлий II,  в  миру  Джулиано  делла  Ровере ( 1443  -  1513)  на  портрете  Рафаэля:


Для  Рафаэля  он  был  работодателем,  патроном.  На  портрете  он  выглядит  старым  изможденным,  но  это  был  один  из  самых  воинственных  пап.  При  нем  Ватикан  вел  бесконечные  войны:  то  с  Венецией,  то  с  Францией.  В  некоторых  сражениях  папа  Юлий II  даже  принимал  участие,  вдохновляя  воинов.
Познакомил  Юлия с  Рафаэлем  архитектор  Донато  Браманте,  они  были  оба  из  Урбино  и  состояли  в  родстве.  Тогда  Рафаэль  был  еще  неизвестен,  но  Юлий II  полюбил  молодого  художника.  Став  папой,  он  решил  обновить  свой  дворец  новыми  росписями,  увидев  работы  Рафаэля,  он  велел  уволить  всех  других  художников  и  сказал  ему:  "А  ты,  мой  мальчик,  работай.  Вижу,  только  ты  понимаешь,  что  делаешь".
Рафаэль  расписал  все  комнаты  дворца,  а
когда   папа  завел швейцарскую  гвардию,  по  легенде  ее  форму  разработал  Рафаэль.  С  тех  пор  папа Юлий II  звал  его  не  иначе,  как  "наш  любезный  сын".

Папа  Лев Х,  в  миру  Джованни  Медичи (1475 - 1521).


На  портрете  Рафаэля  он  в  центре  рядом  с  кардиналами  Джулио  Медичи  и  Луиджи  Росси.  После  смерти  Юлия  он  занял  трон  Ватикана  и  стал  новым  шефом  Рафаэля.  И,  хотя,  новый  папа  тоже  везде  поставил  своих  людей,  но  тридцатилетний  Рафаэль  попрежнему  оставался  главным  художником  Ватикана.
Так  как  новый  папа
любил  веселиться,  в  Ватикане  опять  настала  пора  праздности  и  расточительства.  Зато  Рафаэлю  работы  прибавилось :он  проектировал  охотничий  домик,  придумывал  рисунки  на  шпалерах,  оформлял  декорации  к  бесконечным  праздникам.  В  это  время  Рафаэль  разбогател,  построил  себе  дворец  и,  по  словам  Вазари,  зажил  по - княжески.  Но  жить  ему  осталось  недолго.  Когда  Рафаэль  умер,  папа  Лев Х  оплакивал  его,  как  сына.

Микеланджело  Буонаротти  (1475  -  1564),  на  своем  автопортрете  он  выглядит  уставшим  и  больным.


Кем  он  был  для  Рафаэля?  Соперником.
Это  был  величайший  художник  и  скульптор  эпохи  Возрождения  и  следующей  эпохи  барокко,  он  прожил  долгую  жизнь - 89  лет.
Рафаэлю  было  20  лет,  когда  он  услышал  о  Леонардо  да  Винчи  и  Микеланджело,  им  было  51  и  28  соответственно,  оба  жили  во  Флоренции  и  были  уже  легендарными.  Из  Сиены,  где  он  работал,  Рафаэль  помчался  во  Флоренцию  учиться  их  непревзойденной  "новой  манере"  письма.  Они  встречались  во  Флоренции,  в  Риме,  но  не  было  у  них  симпатии  друг  к  другу,  и  дружеского  взаимопонимания  не  возникло.
Один  был  молод,  весел,  дружелюбен,  другой  надломлен,  болен,  удручен  гневной  скорбью,  их  ничто  не  могло  объединить.  Однако,  понимая,  что  талант  Рафаэля  может  умалить  его  талант,  Микеланджело  никогда  не  вредил  Рафаэлю.


Афинская  школа  -  фреска  Рафаэля  в одном  из  залов  Апостольского  дворца  Ватикана  (фрагмент).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Внизу  слева
Рафаэль  изобразил  Микеланджело  в  образе  Гераклита  Эфесского,  как  всегда  одинокого,  сидящего  вдали  от  людей.
Вернувшись  в Рим  ( после  ссоры  с  папой  Юлием II,  заморозившим   почти  законченные  работы  в  Сикстинской  капелле,  Микеланджело  покинул  Рим),  он  увидел  фрески  Рафаэля  и  понял,  что  его  мастерство  резко  возросло  и  похоже,  что  Рафаэль  посещал  закрытую  Сикстинскую  капеллу,  рассматривая  его  росписи.
Одним  из  самых  близкий  друзей  Рафаэля  был  граф  Бальдассаре  Кастильоне,  они  оба  принадлежали  к  светскому  обществу  в  Урбино.
Кастильоне  был  воином,  дипломатом  и  писателем,  он  написал  знаменитый  трактат  об  идеальном  придворном  "Придворный",  и  все  решили,  что  он  имел  ввиду,  конечно,  Рафаэля.  Портрет  графа  кисти  Рафаэля  хранится  в  Лувре  и  считается  вершиной  портретного  творчества  Рафаэля.


Граф  Бальдассаре  Кастильоне  ( 1478 - 1529).  Рафаэль.

Джулио  Романо ( 1492 - 1526),  автопортрет.


Джулио  Романо (Джулио  Питти)   был   учеником  Рафаэля.  Он  был  самым  талантливым  его  учеником,  ему  он  поручал  сложные  работы,   доверял  самостоятельно  расписывать  виллы  влиятельных  клиентов, именно  он  помогал  Рафаэлю  расписывать  комнаты  Апостольского дворца, но  неожиданно  в  него  словно  вселился  бес:  поссорившись  с  папой  Климентом  VII,  который  не  оплатил  его  работу,  он  расписал  зал  Константина  в  ватиканском  дворце  порнографическими  фресками.  Их  быстро  закрасили,  но  все  же  Романо  пришлось  спешно  уехать  в  Мантую.  Но  это  было  уже  после  смерти  Рафаэля.
Описывая  друзей  Рафаэля,  нельзя  не  вспомнить  его  любимую  женщину,  без  которой  он  просто  не  мог  браться  за  работу.  Это  -  Форнарина.
А  рядом  портрет  юного  Пьетро  Бембо,  который  потом  станет  кардиналом.  Все  считали  его  "двойником"  Рафаэля.
Они  были  похожи  внешне,  оба  писали  стихи,  оба  думали  о  мантии  кардинала.  Его  портрет  долго  считали  автопортретом  Рафаэля.


Портрет  Форнарины  кисти  Рафаэля.         Пьетро  Бембо.
Рафаэль  Санти  умер  очень  молодым:  ему  было  всего  37  лет.  Вазари  пишет,  что  Рафаэль  умер  после  вечеринки,  где  где  все  вели  себя  слишком  вольно,  он  был  уставшим, у  него  был  жар,  а  врачи  пустили  ему  кровь.  что  ослабило  его  еще  больше.  Вазари  считал,  что  Рафаэль  умер  от  любви.  Кстати,  Пьетро  Бембо  нечаянно  предсказал  ему  такую  кончину,  написав  послание  дамам  о  том,  что  нет никакого  другого  чувства,  более  пожирающего  душу,  сжигающего  ее  огнем,  чем  любовь.



Рафаэль  и  Форнарина.  Жан  Огюст  Энгр.

https://artchive.ru/publications/2321~Shtrikhi_k_portretu_Rafael_i_vsevsevse_7_istorij_o_vzaimootnoshenijakh_khudozhnika_so_znamenitymi_sovremennikami





Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments