mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
mama_zima2013
mama_zima2013

Category:

Художники по вторникам. Лики Левитана (продолжение).


  И.И. Левитан
Василий Дмитриевич Поленов
Левитану на этом портрете Поленова чуть за тридцать. Он смотрит в сторону и скрестил руки на груди. Любой психолог скажет, что этот жест — проявление того, что человек «закрывается». Левитан таким и был — дверь в его личную жизнь или в глубины его личности практически для всех оставалась закрытой.
Обратим внимание, как щегольски Левитан на портрете Поленова одет: черный ладный сюртук, белоснежный крахмальный воротник и манжеты, крупная запонка, галстук(галстуки Левитан умел повязывать какими-то особыми способами).   Щеголь жил в Левитане всегда, и потому в юности его особенно угнетали его неизменный (по причине единственности) клетчатый пиджак, измазанный краской и с протёртыми локтями,, короткие брюки, кричаще красная рубашка.  Поэтому как только у Левитана появлялись деньги, он начинал форсить — покупал дорогую тросточку, например, или туфли на номер меньше — так они изящнее облегали стопу. А его сестра Тереза, если ей удавалось удачно продать этюд брата, за вырученные деньги покупала Левитану тонкую рубашку и одеколон — как он любил, с запахом резеды. К тридцати его материальное положение  немного  улучшилось,  и  Левитан радовал окружающих своей несколько даже картинной элегантностью.
Когда  Василий  Поленов  начал  писать  огромную  картину  "Христос  и  грешница",  он  использовал  Левитана  и  Коровина  в  качестве  моделей.  Конечно,  внешность  Левитана  подходила  больше  к  сюжету  картины.

Этюд для картины "Мечты" -  голова  И.  Левитана  работы  В.  Поленова.

   

Эскизы  Василия  Поленова  и  Сергея  Виноградова   -  И.  Левитан  в  одежде  бедуина.

В 1892-м году генерал-губернатором Москвы стал великий князь Сергей Александрович, одним из первых его решений было выселение из города всех евреев-ремесленников. Ретивые чиновники, подогревая истерию антисемитизма, вручили Левитану и его родне предписание покинуть Москву.   За Левитана хлопотали влиятельные лица, в том числе Третьяков, в галерее которого уже находилось немало левитановских шедевров, и к концу года Левитан всё же вернулся в Москву, в свой флигель-студию в Трёхсвятительском переулке, предоставленный ему поклонником его творчества   ,промышленником и меценатом Сергеем Морозовым.   Здесь  писал  портрет  Левитана  художник  Валентин  Серов.

Портрет  Левитана  кисти  В.  Серова.
В  1897  году  здоровье  Левитана  ухудшилось.  Восьмого  февраля  он  пишет  Антону  Чехову  письмо:
На  днях я чуть вновь не околел и, оправившись немного, теперь думаю устроить консилиум у себя,во главе с Остроумовым, и не дальше, как на днях. Не заехать ли тебе к Левитану и в качестве только порядочного человека, вообще, и, кстати, посоветовать, как всё это устроить. Слышишь, аспид? Твой Шмуль».
Чехов приехал со своим стетоскопом, внимательно выслушивал и выстукивал, по обыкновению шутил, старался подбодрить Левитана. Но архитектору Шехтелю вскорости сообщил: «Дело плохо. Сердце у него не стучит, дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук. Это называется в медицине „шум с первым временем“».
Левитан  теперь  не  спешил  умирать: Он теперь преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его ученики должны были дебютировать на Передвижной выставке и за них Левитан волновался больше, чем за себя.«С провалившимися глазами, облысевший раньше времени, с замученным лицом, с палочкой в руках, через два шага отдыхающий, — описывает Иван Евдокимов Левитана последнего года жизни, —он поехал в Петербург, на вернисаж. Так было во всем, всегда — самоотверженно, без оглядки назад». 1900 - й  был  для  Левитана  последним  годом  жизни.

Этот  портрет  Левитана  Валентин  Серов   написал  уже  после  его  смерти.  В  1901  году.

Теперь  пришло  время  рассказать  о  семье  Исаака  Левитана.  Сам  он  не  любил  говорить  о  своем  детстве,  но  брата  и  сестер  нежно  любил.
Устоявшаяся версия их биографии гласит: в семье литовских евреев-сефардов Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочки Тереза и Эмма. Когда семья переехала в Москву, учиться живописи начал более способный Авель, а через год по следам брата написал прошение принять его в училище и 13-летний Исаак. Оба делали успехи и в связи с крайней бедностью иногда получали от училища финансовую помощь. Знакомые по училищу так и говорили о них тогда во множественном числе: «Левитаны».
Но  новонайденные в 2010-м году Михаилом Роговым метрики указывают, что Исаак никак не мог родиться в семье родителей Авеля Эльяша (Ильи) и Баси Левитан. Он был сыном родного брата Эльяша — Хацкеля и по неизвестным причинам взят на воспитание в семью дяди. Авель на самом деле родился на 5 месяцев позже Исаака и был, таким образом, младшим.
Об Авеле известно немного, и даже фотографий его не найти. Как и брат, он участвовал в выставках,, получал малые серебряные медали, печатал рисунки в юмористических журналах, что-то писал.  Он  изменил  свое  имя  и  стал  называться  не  Авелем,  а  Адольфом.  В Общество передвижных художественных выставок Адольфа, в отличие от Исаака, не приняли. И за границей, в отличие от Исаака, ему не удалось побывать, хотя Адольф обращался с письменной просьбой оказать содействие в этом к самому Третьякову. После смерти Исаака Авель, выполняя его предсмертную волю, сжёг все письма и стал распорядителем его наследия.
Портрет  брата  Исаака  Адольф  написал  в  1879,  здесь  Исааку  девятнадцать  лет.



https://artchive.ru/publications/2355~Liki_Levitana_Rasskazyvaem_istorii_10ti_portretov_genialnogo_pejzazhista_i_pisanogo_krasavtsa
Tags: Левитан
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments