mama_zima2013 (mama_zima2013) wrote,
mama_zima2013
mama_zima2013

Category:

Детство. Юность. Москва. Часть 9.

http://mama-zima2013.livejournal.com/297139.html - Часть 7.
http://mama-zima2013.livejournal.com/298902.html#%2Ft2659222 -  часть 8.

В  1951  в  нашем  доме  в  подъездах  на  лестнице  при  входе  лежала  ковровая  дорожка,  а  у  лифта  стоял  часовой.  Но  это  быстро  изменилось:  часовой  исчез  вместе  с  ковровой  дорожкой,  но  все  равно  подъезд  был  величественный.  Одно  время  у  лифта  сидела  лифтерша,  но  и  она  исчезла.  На  каждом  этаже  дома  было  по  две  квартиры,  наша  была  № 25.
В  соседней  квартире  сначала  жили  Воронины,  их  дети  учились  в  той  школе,  где  раньше  учились  дети  Сталина,  а  сейчас  то  ли  дети,  то  ли  внуки  Буденного.  Они  очень  этим  гордились.  Но  наша  школа  была  ничуть  не  хуже: в  старших  классах  у  нас  были  очень  хорошие  учителя,  учителя  старой  закалки.  Математику  преподавала  Антонина  Николаевна,  я  от  маминых  родственников  получила  способности  к  математике,  так  что  ее  уроки  я  любила.  Она  давала  нам  усложненные  задачи.  Кто  хотел,  решал  их,  а  кто  не  хотел,  решал  попроще.  Это  был 1956 - 1957 год,  Антонине  Николаевне  и  другим  учителям  было  за  шестьдесят,  значит  учились  они  уже  в  советское  время  в  20-х  годах,  но  гимназии  заканчивали  до  революции.  Математичка  прочила  меня  в  математики,  но  волею  судеб  я  пошла  в  химики.  И  этой  "судьбой"  была  учительница  химии  Анна  Павловна.  Сначала  она  меня  невзлюбила,  ведь  я  была  из  чекистского  дома.  Вид  у  нее  был,  как  у  выпускницы  института  благородных  девиц:  высокая  стройная  с  гладко  зачесанными  седыми  волосами,  собранными  в  пучок.  Всегда  сдержанная,  немного  замкнутая,  она  явно  была  из  дворян.
Класса  с  шестого  она  всегда  меня  замечала,  всегда  одергивала: " Посмотри,  никого  за  косички  не  дергают,  только  тебя" .  И  мне  казалось,  что,  действительно,  мальчишки  только  меня  за  косички  дергают.  Но  несмотря  на  это  я  химию  любила,  она  казалась  мне  такой  таинственной,  загадочной.  Где-то  внутри  меня  шло  понимание  механизмов  этих  процессов,  которое  я  никогда  не  могла  объяснить.  В  девятом  классе  Анна  Павловна  попросила  кого-нибудь  из  нас  съездить  на  ВДНХ  и  взять  образцы  натуральных  и  искусственных  волокон.  Мне  было  это  интересно,  я  съездила  и  сделала  небольшую  выставку  этих  волокон.  Помню,  как  выпрашивала  коконы  шелкопряда,  и  мне  много  разных  образцов  волокон  подарили.


И  произошло  чудо:  Анна  Павловна  меня  полюбила. Мы  с  ней  много  разговаривали,  она  даже  приглашала  меня  домой,  но  спросить  о  ее  семье  я  тогда  не  догадалась, тогда  думалось  о  необыкновенном  будущем, а   не  о  прошлом.  Жила  она  около  завода "Манометр"  в  доме,  где  тогда  была  наша  почта.  Кончилась  наша  дружба  моим  поступлением  в  Московский  химико - технологический  институт  им.  Д.И.  Менделеева.  Но  это  будет  еще  не  скоро.

1956 - 1957.
Литературу  сначала  преподавала  Августа  Александровна,  но  вскоре  в  школу  пришла  Нелли  Эмильевна  Гашек,  она  стала  нашей  классной  руководительницей,  в  это  же  время  физику  стала  преподавать  ее  ровесница, Надежда  Федоровна.  Им  было  лет  по  35 - 37.  Обе  были  одиноки.
В 1954  ввели  совместное  обучение  мальчиков  и  девочек,  в  класс  пришли  Витя  Ткаченко,  Слава  Полянин,  Юра  Булатов.  В  доме  в  соседней  квартире  поселилась  новая  семья,  их  сын  Вадим  Абудеев  пришел  к  нам  в  класс. Он  был  небольшого  роста,  очень  нервный.  Его  появление  в  классе  и  на  нашей  лестничной  площадке  оказалось  для  меня  не  очень  приятным  сюрпризом: это  он  дергал  меня  за  косички,  а  встречая  на  лестнице,  старался  меня  толкнуть,  ударить.  Так  что  я  была  всегда  очень  бдительна,  идя  домой.  Конечно,  я  никому  не  говорила  об  этих  проявлениях  ненависти  ко  мне.  Но  в  последнем  классе  оказалось,  что  это  была  вовсе  не  ненависть.
Самым  любимым  днем  у  меня  была  суббота  (хотела  написать,  что  пятница,  но  мы  учились  по  субботам  тоже),  потому  что  не  надо  на  следующий  день  идти  в  школу.  Я  забиралась  в  комнату  родителей,  зажигала  настольную  лампу,  чтобы  был  загадочный  полумрак  и  играла  в  какие-то  виртуальные  игры  без  кукол,  без  игрушек.  Что  за  игры,  я  не  помню,  но  этот  покой  в  душе (завтра  не  надо  в  школу)  и
ощущение  радости  запомнились.
В  нашей  квартире   две  комнаты,  выходящие  на  улицу,  были  одинаковыми.  В  одной  жили  мы  с  Валей,  в  другой  родители.  Подчас  я  ложилась  спать,  когда  сестра  еще  занималась  за  нашим  письменным  столом.  Лежа  на  своем  диване  я  что-то  придумывала,  иногда  я  даже  брала  с  собой  корочку  черного  хлеба  и  представляла,  что  я  заблудилась  в  лесу  или  попала  еще  в  какую-то  трудную  ситуацию.  Похоже,  что  я  с  детства,  не  зная  голода,  готовила  себя  к  каким - то  трудностям.  И  потом  в  жизни,   если  трудностей  не  было,  надо  было  их  выдумать.  Такой  у  меня  был  водолейский  характер.  Может,  поэтому  в  лагере,  когда  возникали  проблемы,  я  могла  с  ними  справиться.    Я  никогда  не  жаловалась  не  потому  что  была  такая  сильная,  просто  не  любила  суету,  когда  все  ринуться  помогать  тебе,  лучше  я  тихо  помогу  себе  сама.
В  школе  классе  в  четвертом  были  такие  соревнования -  кто  быстрее  вденет  нитку  в  иголку  или  сделает  еще  что-нибудь,  показав  свое  умение.  Обычно,  все  смотрели  на  меня  во  все  глаза,  потому  что  считалось,  что  я  ничего  не  умею,  что  за  меня  все  делает  кто-то  другой,  но  у  нас  "кого-то  другого",  кроме  мамы  не  было,  а  пуговицу  пришить  я  и  сама  могла.  На  таких  соревнованиях  я  волновалась,  руки  становились  деревянными,  но  я  все  же  справлялась  с  заданием  неплохо.
А  еще  я  любила  удивлять.  Помню  мама  заболела,  и  я  сварила  ей  клюквенный  кисель.  Мне  было  лет  12.  А  в  другой  раз  привезли  грибы,  но  родители  были  заняты,  уехали  куда-то,  и  я  эти  грибы  отварила,  положила  в  банку  и  залила  горячим  отваром,  даже  немного  уксуса  добавила.  Ничего  удивительного  в  этом  не  было,  потому  что  кухня  была  большая,  я  сидела  с  тетрадками  и  учебниками  за  столом,  а  мама  у  плиты  готовила  обед  и  попутно  говорила,  что  она  делает,  так  я  и  училась  готовить  теоретически.  Потом  мы  с  мамой  делали  заготовки  огурцов  и  помидоров  на  две  семьи,  Валя  к  консервированию  относилась  с  недоверием.







Tags: # воспоминание, # школа, #семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments